А вы когда-нибудь задумывались, что в аэропортах трудятся орнитологи? Эти преданные исследователи пернатых работают во всех крупных воздушных гаванях нашей страны. Их работа, незаметная для большинства, играет важнейшую роль в гармонизации природы и технологий. Каким образом орнитологи обеспечивают безопасность полетов?
Аэропорт Иркутска расположен вблизи природных водоемов, полей и лесных массивов, и вероятность столкновения самолетов с птицами возрастает. В связи с этим в аэропорту работают специалисты по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. Они изучают и предотвращают столкновения птиц с воздушными судами, обеспечивая безопасность авиаперевозок в уникальном природном ландшафте.
Ведущий инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов Аэродромной службы АО «Международный Аэропорт Иркутск» Алексей Сокольников поделился информацией о задачах, которые выполняют сотрудники орнитологической группы, эффективными методами отпугивания птиц и причинами, способствующими их задержке на территории аэродрома.
Какие задачи выполняют сотрудники по орнитологическому обеспечению безопасности?
Наша группа осуществляет наблюдение за перемещением птиц в районе аэропорта, проводит мониторинг территории всего аэродрома, принимает меры для предотвращения столкновений птиц с самолетами и следит за состоянием отпугивающего оборудования. Под нашим контролем находится площадь в радиусе до 15 километров от контрольной точки аэродрома.
Орнитологи в аэропорту работают круглосуточно. Даже если на территории сейчас нет птиц, при благоприятных условиях они могут появиться в любое время. Особенно активный период наступает весной и осенью — во время миграции. Интенсивность работы варьируется в зависимости от времени года, поскольку количество видов птиц, пролетающих через летное поле, меняется. Например, зимой наблюдается значительно меньше птиц, тогда как весной и летом, когда они активно перемещаются, начинается самый напряженный период для группы.
Что может притягивать птиц к аэродрому?
Существует несколько причин, по которым пернатые выбирают аэродромы. Во-первых, это обширные открытые пространства. Чтобы заранее заметить потенциальную угрозу, птицам необходим хороший обзор и большие открытые площади. Аэродромы прекрасно подходят под эти условия.
Во-вторых, это наличие кормовой базы. В теплые месяцы, особенно после продолжительных дождей, на асфальте появляются дождевые черви – желанное лакомство для птиц. В-третьих, в относительной близости от аэропорта находятся река Ангара и Иркутское водохранилище, которые являются местом обитания большого количества пернатых.
А главное, через Иркутск вдоль Ангары проходят миграционные пути перелетных стай. Аэродром становится идеальным местом для остановок. Как уже упоминалось, это связано с безопасностью и широкими площадями, где птицы могут отдыхать.
Какие средства используют сотрудники для отпугивания птиц?
Для отпугивания птиц вдоль взлетно-посадочной полосы установлены стационарные биоакустические установки. Эти устройства издают звуки, имитирующие тревожные крики птиц, сигнализирующие об опасности, а также воспроизводят голоса хищников, звуки выстрелов или другие угрожающие звуки, что заставляет птиц покидать зоны аэродрома. Примерно раз в семь дней инженеры-орнитологи перепрограммируют биоакустические установки, изменяя набор звуков воспроизводимого голосового ряда, частоту и интенсивность звучания, а также временные паузы, чтобы минимизировать «эффект привыкания» у птиц.
Помимо биоакустических установок на аэродроме используются динамические отпугиватели в виде воздушных змеев, напоминающих диких птиц. Они легко взлетают в воздух даже при самом слабом ветре, а при возникновении порывов создаётся ощущение, будто «хищник» делает резкий бросок на жертву. Также возле полосы располагаются вращающиеся сферы с маленькими зеркалами. Птицы боятся ярких бликов и держатся подальше от них. Ещё одним эффективным инструментом являются пропановые гром-пушки. Как известно, звук выстрела — это единственное, к чему птицы привыкнуть не могут.
Во время повышенной активности весной и осенью наши специалисты на автомобилях проводят круглосуточные объезды территории перед каждым вылетом и прилетом самолетов. Если они замечают птиц, то используют мобильные системы отпугивания, включая громкоговорители, издающие тревожные крики различных видов птиц, и световые балки, яркий поток света которых пугает пернатых. Если эти системы не помогают, применяются ракетницы — обычные сигнальные светошумовые устройства, которые могут отпугнуть не только птиц, но и диких животных.
В летний сезон на территории аэродрома и в его окрестностях проводится вырубка деревьев и кустарников, а также скашивание травы. При этом необходимо учитывать, на какую высоту следует обрезать травяной покров. Мы скашиваем не всю площадь, а примерно 20-30 метров вдоль выбранной полосы, оставляя остальную траву нескошенной, поскольку птицы боятся резкой перемены в высоте, опасаясь, что в высокой траве могут скрываться хищники.
Стоит отметить, что не только птицы представляют угрозу воздушным судам, но и другие животные– собаки и лисицы. Если первые попадают на территорию аэродрома чаще всего через ворота, проползая под ними, то вторые с акробатической ловкостью перелезают через решетчатое периметровое ограждение сверху. Инженерам-орнитологам приходится отлавливать и прогонять их до тех мест, откуда они пришли, чтобы выдворить их с аэродрома. С помощью современных технологий орнитологи создают безопасную зону для птиц и животных вдали от взлетно-посадочных полос.
Основная задача орнитологов в аэропорту — минимизировать риск столкновения живых существ с самолетами.
#АэропортИркутск