Снятие запрета на выполнение взлетов грузовых самолетов в направлении города в аэропорту Иркутска
Ориентировочные сроки проведения общественных обсуждений: январь – апрель 2021 года.
22 марта 2021 года в 14.00 по адресу: г. Иркутск, ул. Ширямова, 13 (здание терминала внутренних воздушных линий, 4 этаж, конференц-зал), состоялись общественные обсуждения по вопросу обоснования снятия запрета на выполнение взлетов грузовых самолетов в направлении города в аэропорту Иркутска.
В течение 30 календарных дней после проведения общественных обсуждений Документация по обоснованию снятия запрета на выполнение взлетов грузовых самолетов в направлении города в аэропорту Иркутска доступна (на бумажном носителе) для ознакомления и направления замечаний и предложений по адресам: 664075, г. Иркутск, ул. Дальневосточная, д. 159 и 664009, г. Иркутск, ул. Ширямова, д. 13 (здание терминала международных воздушных линий, 2 этаж, каб. 208/2) по рабочим дням с 9:00 до 17:00.
Информационная поддержка проведения общественных обсуждений осуществляется на официальном сайте АО «Международный Аэропорт Иркутск» (www.iktport.ru).
Подписание протокола общественных обсуждений причастными лицами состоится с 22 по 28 апреля 2021 года включительно.
В настоящий момент:
Введение ограничений для взлёта грузовых ВС с Магнитным Курсом-297° явилось следствием одного авиационного происшествия без человеческих жертв в аэропорту «Иркутск». Днем 26.07.1999, в простых метеоусловиях, в аэропорту Иркутск при выполнении взлета по Магнитному курсу-117° произошла авария самолета Ил-76ТД RA-76819 ООО "Авиакомпания ЭЛЬФЭЙР". На конечном этапе разбега самолет не перешел в набор высоты и продолжил свое движение за пределами взлетно-посадочной полосы по земле, в процессе которого сбил огни подхода, а также столкнулся с курсовым радиомаяком и приводной радиостанцией.
В соответствии с распоряжением Минтранса РФ №ПР-2-р от 08.05.2002 были введены ограничения на полеты только грузовых ВС с коммерческой загрузкой на борту и максимально допустимой взлетной массой ВС типа Ил-76 не более 160 тонн (вес пустого самолета 90 тонн, вес полных баков топлива 70 тонн). Необходимо отметить, в настоящий момент на аэродроме Иркутск допущен к выполнению полетов ВС типа В-777-200 с ограничением взлетной массы до 237,6 тонн. В 2017 году ВС типа В-777-200 успешно совершил 28 взлетно-посадочных операций в аэропорту г. Иркутск. Также ВС типа В-767 регулярных пассажирских рейсов с взлетной массой более 160 тонн выполняют взлет в направлении города без ограничений.
Ограничения на взлет в сторону города распространяются на все типы грузовых ВС, в том числе и на ВС типа Ан-26 с максимальной взлетной массой всего 24 тонны.
В отношении взлета по Магнитному Курсу-117° ограничений нет.
Что делается для контроля:
В службе организации почтово-грузовых перевозок АО «Международный Аэропорт Иркутск», в соответствии со своей должностной инструкцией, расчеты загрузки и центровки воздушного судна производит диспетчер по загрузке и центровке. Диспетчер по загрузке и центровке производит автоматизированный и при необходимости ручной расчет центровки и коммерческой загрузки вылетающих ВС, определяет массовые и центровочные характеристики и рассчитывает центровочный график грузовых воздушных судов, выполняющих транспортные (грузовые) рейсы. Осуществляет контроль выдерживания ограничений по взлетной массе, центровке и загрузке воздушных судов, предусмотренные Руководством по центровке и загрузке самолетов ГА (РЦЗ-83), Руководством по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР (РГП), а также обеспечивает руководство и контроль размещения и крепления груза в воздушном судне в соответствии со схемой загрузки.
Для автоматизированных расчетов центровки и загрузки воздушных судов используется модернизированная система «Центровка».
Анализ воздействия авиационного шума в районе расположения аэродрома «Иркутск» выполнен по материалам Проекта санитарно-защитной зоны, выполненного ООО «ИжИЦА» в 2018. Анализ акустического расчета авиационного шума на существующее положение, проведенный для наиболее интенсивно эксплуатируемых типов воздушных судов, показал отсутствие превышения ночных нормативных значений как максимального, так и эквивалентного уровня звука на границах жилой застройки.
С момента введения ограничений в АО «Международный Аэропорт Иркутск» выполнен комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества обслуживания грузовых перевозок, на повышение уровня безопасности полетов, на безусловное выполнение требований авиационной безопасности:
- проведены работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, её длина увеличена на 800 м и доведена до 3565м. Удлинение взлетно-посадочной полосы позволило перенести исполнительный старт ВС на 400м в сторону от города, что обеспечило отрыв воздушного судна от взлетно-посадочной полосы на большем расстоянии от города и тем самым увеличило высоту пролета над городом.
- введён в эксплуатацию новый грузовой склад, оснащенный современным оборудованием. Для получения достоверной информации о массе грузов и почты в службе организации почтово-грузовых перевозок используются современные весоизмерительные приборы различной грузоподъемности. Все эти приборы проходят своевременное техническое обслуживание и поверку.
- разработана и введена Система управления безопасностью полетов, направленная на повышение уровня обеспечения безопасности полётов.
- ежедневно с 23:00 до 06:00 вводится ограничение для взлета / посадки воздушных судов следующих типов: Ту-134А, Ту-134Б, Ту-154Б, Ту-154М с двигателями Д-30КУ-154 без ЗПК, Ил-62М с двигателями НК-8-4 или Д-30КУ (кроме Д-30КУ II серии с ЗПК), Ил-86, Ил-76 с двигателями Д-30КП, Як-42 с двигателями Д-36 без звукопоглощающей конструкции.
За весь период, прошедший со дня авиационного происшествия с воздушным судном авиакомпании «Эйр-эльф», факты, свидетельствующие о нарушениях при обслуживании грузовых перевозок, которые привели к авиационным происшествиям в аэропорту «Иркутск», отсутствуют.
Целесообразность снятия ограничений:
Развитие грузовых перевозок через Иркутск. В настоящий момент большинство товаров направляется транзитом в Москву, Красноярск, Новосибирск, что приводит к увеличению сроков их доставки и увеличивают стоимость грузов и почты для жителей региона.
Авиакомпании не выбирают аэропорт Иркутска для грузоперевозок, так как из-за неопределенности времени ожидания Магнитного Курска - 117° возможно оставаться здесь до нескольких дней, что приводит к убыткам перевозчиков.
Установленные ограничения приводят к задержкам рейсов грузовых воздушных судов, выполняющих полёты в северные аэропорты Киренск, Ербогачен, Мама, Бодайбо, которые перевозят скоропортящиеся продукты, срок хранения которых ограничен.
Воздушные суда министерства обороны, осуществляющие перевозку личного состава и груза, вынуждены простаивать из-за ограничений в результате чего не могут прибыть в установленный пункт назначения в установленный срок. Кроме того, необходимость изменения рабочего направления взлета и посадки для каждого конкретного случая вызывает необходимость для других воздушных судов использования зон ожидания при заходе на посадку и ожидания перед взлетом для вылетающих воздушных судов. Введённые ограничения оказывают негативное влияние как на технологические процессы персонала, осуществляющего обслуживание воздушного движения, так и на экономические показатели авиакомпании.
Обоснование снятия ограничений:
Настоящая работа выполнена специалистами ООО «НИЦ АТ-Инжиниринг» на основании договора с АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» от «26» октября 2018 № 57.
Предлагается к рассмотрению:
- Снятие запрета на взлет в сторону города (с магнитного курса - 297°) для всех типов грузовых воздушных судов 3 и 4 класса без ограничений;
- Снятие запрета на взлет в сторону города (с магнитного курса - 297°) для типов грузовых воздушных судов 1 и 2 класса, с учетом точного контроля взлетной массы воздушных судов (для воздушных судов, допущенных к полетам на аэродроме с учетом ограничений взлетной массы).
- При выявлении отступлений от Федеральных авиационных правил №262 в части соответствия геометрических размеров элементов аэродрома, препятствий, радиотехнического оборудования, разработать обоснованные решения по обеспечению эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме. В связи с тем, что установленная располагаемая дистанция разбега взлетно-посадочной полосы является недостаточной для взлета без ограничений некоторых типов воздушных судов, рассмотреть возможность увеличения располагаемой дистанции разбега за счёт переноса порогов в сторону торцов взлетно-посадочной полосы. После реализации данного мероприятия необходимо провести расчеты по определению максимальной взлетной массы для каждого типа воздушных судов в зависимости от увеличения располагаемой дистанции разбега.
Форма представления замечаний и предложений: письменная. Заполненный бланк необходимо отправить на емейл Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Материалы в прессе про общественные слушания:
"Иркутск официальный" вся газета
Материалы общественных обсуждений
Замечания, поступившие в адрес аэропорта